1. Графическая плата
|
В наш век мультимедиа вряд ли найдется еще один компонент аппаратных средств ПК, к которому предъявляются столь высокие требования, как к графической плате. Если раньше графическая плата была лишь посредником между процессором и монитором, то в настоящее время она берет на себя выполнение многих других функций, разгружая от них ЦП. Требования к графической плате постоянно повышаются. Требуются все более быстрые графические акселераторы с большими объемами и большим быстродействием видеопамяти. При этом наиболее совершенные графические платы все еще очень дороги. Обработка информации в ПК практически полностью осуществляется в цифровой форме. Большинство мониторов работает с аналоговыми сигналами. Основное назначение графической платы – преобразование цифровых сигналов ПК в понятные для монитора аналоговые сигналы. Для этого цифровые данные, обработанные процессором, по системной шине (ISA, EISA, MCA, VLB или PCI) передаются к графической плате. Там они попадают в микросхему видеоконтроллера, осуществляющего функции управления этими данными, которые затем записываются в видеопамять графической платы, где создается битовое отображение информации, выводимой на экран монитора. Теперь эту – все еще цифровую – информацию нужно преобразовать в аналоговые сигналы. Эту задачу выполняет так называемый RAMDAC (Random Access Memory Digital-to-Analog Converter), специальный цифро-аналоговый преобразователь с собственной RAM-памятью. От него преобразованные сигналы передаются через соединительный кабель к монитору. Хотя это довольно поверхностное описание процесса работы графической платы, оно вполне применимо для обычных графических плат. И здесь мы уже встречаемся с одним из основных недостатков традиционных графических плат. Кроме передачи сигналов и их цифро-аналогового преобразования, они не выполняют никаких других функций. Исключением является лишь функция представления ASCII-символов в текстовом режиме. Генерация этих символов может осуществляться самой платой после получения соответствующих ASCII-кодов. По мере увеличения используемого разрешения и количества воспроизводимых цветов должно передаваться и преобразовываться все большее количество данных. Это можно пояснить на простом примере. Если для представления одной страницы в текстовом режиме (80 символов х 25 строк) нужно всего лишь 2000 байт, то при графическом разрешении 1024 х 768 с 256 цветами (8 бит) потребуется уже 786 432 байта. Нетрудно себе представить, какую сложную работу должен выполнять ПК при таких больших объемах передаваемых данных. Рассмотрим алгоритм функционирования графической карты более подробно. 1. ЦП выдает команды построения образа кадра. Эти команды по шинам доходят до карты и попадают на графический ускоритель (он же акселератор) карты. Графический ускоритель – специализированный микропроцессор, который умеет строить соответствующие командам ЦП элементарные изображения – примитивы, например прямоугольники. Таким образом, ЦП осуществляет одну команду, которая эквивалентна многим элементарным командам, выполняющимся в графическом ускорителе. Графический ускоритель использует видеоBIOS (библиотеку видеофункций ввода-вывода), которая также расположена на карте. Ускоритель выполняет команду по построению изображения и через контроллер видеопамяти записывает результат в буфер кадра (часть видеопамяти). 2. Обмен происходит через внутреннюю (графическую) шину – шину видеопамяти. 3. Графический контроллер забирает из буфера цифровой образ кадра со скоростью частоты кадров дисплея и передает его через внутреннюю шину: а) на графический ЦАП, если дисплей имеет аналоговый интерфейс VGA; б) непосредственно на DFP-порт, если дисплей имеет цифровой интерфейс. 4. Графический ЦАП преобразует цифровой образ буфера в аналоговый видеосигнал, который уходит на дисплей, имеющий аналоговый интерфейс. Вместе с видеосигналом на дисплей посылаются также синхронизирующие импульсы горизонтальной и вертикальной разверток. Основным компонентом ЦАП является RAMDAC – небольшая скоростная память. Именно в нее поступают данные из буфера кадров и преобразуются в аналоговый сигнал для дальнейшей передачи на дисплей. Ее частота (250 МГц и выше) является важной характеристикой карты, определяя максимальную частоту обновления. Современные чипы в паре с RAMDAC поддерживают гамма-коррекцию – нелинейное изменение яркости цвета с учетом восприятия глазом. Альтернативой графическим картам являются чипсеты со встроенной графикой. Примером интегрированного чипсета является чипсет i810E. Ядром набора микросхем 810E является контроллер памяти со встроенной графикой 82810E. В нем организован прямой доступ видеоядра к системной памяти, используемой в i810E и в качестве видеопамяти, со скоростью 800 Мбайт/с (пропускной способностью шины памяти). Имеется также цифровой видеовыход для подключения к обычным телевизорам или к современным цифровым LCD-мониторам. Особенностью i810E является поддержка 133-мегагерцового локального 4-мегабайтного дисплейного кэша, обеспечивающая высокую производительность видеоподсистемы.
|